О нас
Приглашаем Вас стать участником Проекта!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Заявить о себе из любой точки мира, где Вы живете, поделиться проблемами, рассказать о своей жизни, друзьях, знакомых, о своей семье, представителях своего рода, о планах и надеждах, о том, что Вас волнует, что Вы любите, что Вам интересно!
  • Создать свои сообщества - профессиональные, по интересам, планам на будущее, взглядам на мир, творческие и рабочие группы, найти друзей во всех странах мира, союзников, соратников!
  • Участвовать в формировании и развитии российского цивилизационного «МЫ», всегда ощущая любовь, заботу, поддержку других участников Проекта не только в Интернете, но в реальной жизни – в учебе, профессии, политике, экономике, культуре.
Россия глазами Александра Герцена
Россия глазами Александра Герцена

Александр Герцен, как истинный патриот, отчаянно искал новый путь развития России, отличный от европейского. Эти идеи воплотились в народничестве. Рассказываем об этом подробнее.

Александр Иванович Герцен – это не только прекрасный русский писатель, философ и публицист, но и гражданин своей страны, который в течение всей своей жизни отчаянно искал оптимальный путь развития России. Именно он стал основателем нового направления русской мысли рубежа XIX-ХХ вв. – народничества. Интересно, что Россия даже в эмиграции занимала главное место в его сердце.

А.И. Герцен в молодости

В 40-х гг. XIX века широкое развитие получили два важнейших идейных течения: западничество и славянофильство. Представители обоих направлений были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своего отечества, резко критиковали николаевскую Россию и крепостное право. Однако пути развития своей страны они видели по-разному. Славянофилы отвергали как современную им Россию, так и Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет. Они отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью для них была православная религия.   
Западники русскую самобытность оценивали, как отсталость. Для них Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Только реформы Петра были расценены как начало движения России во всемирную историю. К западникам примыкал и Александр Герцен.

Еще в 1826 году, когда на трон вступил палач декабристов Николай I, юный Герцен дал клятву, которой он остался верен всю свою жизнь. Он  «клялся отомстить за казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками». Вообще, высшей ценностью для Герцена была человеческая личность. Как писал Александр Иванович: «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Личность – не средство, но цель всякого исторического прогресса.

Николай I

В 1847 году после смерти отца Александр Иванович навсегда покинул Россию и эмигрировал в Париж.

Февральская революция 1848 года во Франции показалась для Герцена осуществлением всех его надежд: к власти пришла буржуазия под лозунгами свободы, равенства и братства. Однако последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена. Его западнические взгляды рухнули. Диагноз, поставленный современной европейской культуре, был таков: мещанство! И если до Герцена слово “мещанство” понималось как сословная характеристика, то после него воспринималось как характеристика духовная.

Александра Ивановича поразила современная Европа, где происходила подмена духовных ценностей коммерческими, стиралась личность, торжествовала пошлость, заурядность. Герцена ужасало развитие капиталистической индустрии, разрушающей как отдельную личность, так и солидарность между людьми, повсеместное лицемерие и мелочный эгоизм. «Под влиянием мещанства, - пишет Герцен, - все переменилось в Европе. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, гуманные нравы – нравами чинными, вежливость – чопорностью, гордость – обидчивостью, парки – огородами, дворцы – гостиницами, открытыми для всех, то есть для всех, имеющих деньги».

Герцен осознал, что Россия не должна идти по пути развития Европы. Однако и современное крепостное общество было ненавистно Александру Ивановичу. И мыслитель нашел выход - использовать то лучшее, что выработали западная и российская цивилизации: европейская культура, просвещение, идеи свободы личности и российская общинность, солидарность и коллективизм. Он видел особое призвание России в том, чтобы соединить западные идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человека человеком. Эта идея стала основой для зарождения нового мощного направления русской мысли XIX – начала ХХ вв. – народничества. «В современной Европе нет юности и юношей, – пишет Герцен, - тогда как русские люди еще способны к юношескому энтузиазму, идеальным порывам, живой, страстной вере и жертве».

Так, под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал. Социализм для Александра Ивановича - это синтез личной свободы и социальной справедливости, политического освобождения и экономического равенства. Эти идеи, провозглашенные Герценым, были развиты следующими поколениями русских народников.

Могила А.И. Герцена в Ницце

 

Чтобы оставить комментарий, войдите в аккаунт

Видеообращение директора Проекта "МЫ" Анжелики Войкиной